ПОЛОЖЕНИЕ о Международном Реестре Экспертов (МРЭ) научно-технической сферы

1. Общие положения

Настоящее Положение устанавливает базовые принципы и общий порядок формирования Федерального реестра экспертов научно-технической сферы Минобрнауки России (далее – Реестр) и организации экспертно-аналитической деятельности с привлечением экспертного сообщества в интересах обеспечения выполнения Минобрнауки России функций по выработке государственной политики в научно-технической сфере и развитию сектора исследований и разработок научно-технологического комплекса Российской Федерации.

1.1. Термины и определения

Экспертно-аналитическая деятельность – система действий, выполняемых с привлечением экспертов, для анализа и (или) оценки объектов экспертно-аналитических исследований с целью повышения обоснованности принимаемых решений, в том числе в условиях частичной неопределенности, противоречий или конфликтов.

Субъектами экспертно-аналитической деятельности являются:

  • заказчики экспертно-аналитических исследований;
  • организаторы (операторы) экспертно-аналитических исследований;
  • оператор Реестра;
  • исполнители экспертно-аналитических исследований.

Заказчиками экспертно-аналитических исследований являются:

  • Минобрнауки России, его структурные подразделения и подведомственные организации;
  • заинтересованные федеральные и региональные органы исполнительной власти;
  • другие организации, принимающие решение о необходимости проведения указанных исследований.

Организаторами (операторами) экспертно-аналитических исследований являются организации, имеющие соответствующие полномочия, предоставленные им по решению заказчика.

Оператором Реестра является подведомственная организация Минобрнауки России, обеспечивающая ведение и актуализацию Реестра и назначаемая приказом Министра образования и науки Российской Федерации.

Исполнителями экспертно-аналитических исследований являются:

  • физические лица, аккредитованные в Реестре (эксперты);
  • юридические лица (организации), имеющие соответствующие права, квалификацию и опыт работы, а также полномочия, предоставленные им по решению заказчика.

1.2. Цель создания Реестра

Реестр создан в целях повышения эффективности управленческих решений, принимаемых Минобрнауки России, за счет широкого использования научного и практического потенциала ведущих ученых и специалистов при проведении экспертно-аналитических исследований по их обоснованию.

1.3. Основные задачи Реестра

Реестр предназначен для решения следующих основных задач:

  • привлечение ведущих ученых и специалистов для проведения объективных и компетентных экспертно-аналитических исследований в интересах формирования и реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и инновационных проектов и программ федерального, регионального и отраслевого уровней, а также по другим актуальным вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации;
  • обеспечение заинтересованным федеральным и региональным органам исполнительной власти и другим организациям, распределяющим средства на реализацию различных научных и научно-технических программ и проектов, возможности привлечения экспертов Реестра к проведению экспертно-аналитических исследований в своих интересах;
  • обеспечение единой методологии организации экспертно-аналитической деятельности в интересах Минобрнауки России и других заказчиков;
  • формирование по указаниям Минобрнауки России, в том числе и по заявкам других заказчиков, экспертных пулов (списков) для участия в проведении экспертно-аналитических исследований;
  • ведение статистики, анализ и контроль результатов экспертно-аналитической деятельности экспертов Реестра;
  • выработка предложений и реализация мер по повышению эффективности экспертно-аналитической деятельности в интересах Минобрнауки России.

1.4. Общие сведения

Исключительным правом по владению и распоряжению Реестром, как результатом интеллектуальной деятельности, обладает Российская Федерация в лице Минобрнауки России.

Реестр реализован в виде информационной системы формирования, ведения и актуализации Федерального реестра экспертов (далее – ИС ФРЭ) на основе электронной базы данных, содержащей сведения о высококвалифицированных ученых и специалистах в различных областях научно-технологического комплекса и образования – гражданах Российской Федерации и других стран, в том числе соотечественниках, работающих за рубежом.

Персональные данные экспертов, результаты их деятельности и иная конфиденциальная информация, содержащиеся в ИС ФРЭ, подлежат защите в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Формирование Реестра производится на основании анализа опыта научной, практической и экспертной деятельности ученых и специалистов, а также рекомендаций ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций и объединений Российской Федерации.

Отбор кандидатов на вхождение в Реестр и аккредитация их в качестве экспертов осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением, и квалификационными требованиями к ним (критериями).

Научная специализация и область научных интересов экспертов, аккредитованных в Реестре, идентифицируются в соответствии с принятыми классификаторами:

  • приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899;
  • перечнем критических технологий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899;
  • тематическими областями перспективных направлений развития науки и технологий в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы;
  • государственным рубрикатором научно-технической информации (ГРНТИ);
  • расширенным классификатором OECD (Organization for Economic Co-operation and Development).

К проведению экспертно-аналитических исследований в интересах Минобрнауки России или по его поручению должны привлекаться только эксперты, аккредитованные в Реестре.

Аккредитованные в Реестре эксперты могут привлекаться к выполнению экспертно-аналитических исследований, как в индивидуальном порядке, так и в составе экспертных комиссий, советов, рабочих групп и других экспертных коллективов, формируемых по указанию Минобрнауки России, в том числе и по заявкам других организаторов и заказчиков.

В настоящем Положении изложены:

  • порядок формирования и актуализации Реестра;
  • порядок аккредитации и исключения экспертов Реестра;
  • организация и порядок работы с Реестром;
  • порядок формирования экспертных пулов (списков);
  • принципы построения и функционирования ИС ФРЭ;
  • статус эксперта Федерального реестра.

2. Порядок формирования Реестра

Формирование Реестра проводится оператором Реестра на основании систематического мониторинга научных достижений по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

2.1. Критерии отбора кандидатов на включение в Реестр

Кандидаты должны соответствовать критериям (квалификационным требованиям), установленным Минобрнауки России.

2.2. Порядок отбора кандидатов

2.2.1. По результатам мониторинга оператор Реестра определяет центры компетенции, т.е. профильные научные, образовательные и другие организации, сотрудников которых целесообразно привлечь к участию в экспертно-аналитической деятельности, и рассылает им приглашения с просьбой рекомендовать высококвалифицированных ученых и специалистов по профильным направлениям деятельности для включения в Реестр.

Указанные организации направляют оператору Реестра согласованный список своих сотрудников, официально рекомендуемых в качестве кандидатов на вхождение в Реестр.

2.2.2. По результатам мониторинга оператор Реестра выявляет ведущих ученых и специалистов, отличающихся высокой публикационной, патентной и (или) грантовой активностью и рассылает им приглашения на вхождение в Реестр.

2.2.3. Указанные в пп. 2.2.1–2.2.2 кандидаты при их согласии самостоятельно регистрируются на сайте оператора Реестра и заполняют специальную анкету (профиль эксперта).

Полное и правильное заполнение профиля эксперта является обязательным условием включения в Реестр.

  • Подтверждая размещение своих персональных данных в Реестре, кандидаты тем самым дают согласие:
  • на их обработку оператором Реестра;
  • на размещение части персональных данных (фамилия, имя, отчество и данные, характеризующие научную и профессиональную деятельность) в открытом доступе в сети Интернет;
  • на раскрытие части персональных данных, необходимых для организации экспертно-аналитической деятельности, заказчикам и организаторам (операторам) экспертно-аналитических исследований.

3. Порядок аккредитации экспертов

Аккредитацию кандидата в качестве эксперта Реестра осуществляет оператор Реестра.

Решение об аккредитации кандидата в качестве эксперта Реестра принимается на основании:

  • верификации данных, размещенных кандидатом в своем профиле;
  • анализа соответствия профиля кандидата критериям, установленным Минобрнауки России.

Решение об аккредитации утверждается Учёным советом организации, являющейся оператором Реестра. Аккредитованному эксперту выдается «Свидетельство» установленного образца.

Срок действия аккредитации эксперта в Реестре – не более 3-х лет с момента ее утверждения. По истечении указанного срока эксперт обязан пройти процедуру аккредитации повторно.

4. Порядок актуализации Реестра

Актуализация Реестра заключается в приведении сведений об аккредитованных в нем экспертах в соответствие их фактическому состоянию.

Актуализация проводится оператором Реестра и осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Актуализации в обязательном порядке подлежат сведения, отражающие соответствие эксперта критериям (квалификационным требованиям), установленным Минобрнауки России.

5. Порядок исключения экспертов из Реестра

Исключение эксперта из Реестра осуществляется в случаях:

  • окончания срока его аккредитации;
  • добровольного отказа эксперта от аккредитации;
  • несоблюдения аккредитованным экспертом требований действующего законодательства Российской Федерации, условий конфиденциальности и профессиональной этики, а также при выявлении фактического несоответствия эксперта квалификационным требованиям;
  • в иных случаях, препятствующих эксперту выполнять свои обязанности.